Читая начало книги, я думала, это нечто в духе
читать дальшепредыдущей книги (Лао Шэ «Записки о Кошачьем городе»). Но чем дальше я читала, тем большее разочарование настигало меня. Начало действительно было хорошее – сравнения, такие яркие и сочные, широкий охват мысли. И к чему скатилось? До описания любви одного нервного мальчишки. Сначала его обманула женщина, потом он ударился в загул, потом полюбил вдову, но любовью своей измучил ее. Он едва не убил ее несколько раз! Во всей книге «любовница», «любовница», может это проблема перевода, но все равно вырисовывается удручающая картина порочного и бесчувственного века. И те приметы века, которые в начале книги показаны как бедствия, как увядание культуры, к концу – вполне проявляются в самом герое. Меня изрядно утомили его метания. То он рассказывает Бригитте о своей прежней любовнице, то плачет и просит прощения. Он смотрит на ее лицо, когда она спит и улыбается во сне рядом с ним, и держит в руках нож, чтобы убить ее и себя. И только ее распятие на груди спасает ее от этой страшной участи. Из-за него она обесчещена, ведь даже если она вдова, все равно строгие нормы общества не позволяют ей заводить отношения с молодым человеком. Но для него это естественная жертва любви. Его любовь – мучительная, болезненная, в слезах и раскаянии. Вспоминается, как одна моя старая учительница объясняла разницу между католицизмом и православием. Католицизм, это вера в Иисуса, который страдает за грехи человеческие. А православие –вера в Иисуса, который спасает и любит людей. Мне это запомнилось, и нередко готические башни, их барельефы, изображения божьего сына на кресте и т.п. подталкивают согласиться с такой интерпретацией. Здесь Октав мне вообще не нравится, это мужчина-истеричка, хоть и звучит это глупо. И говоря по правде я не поняла конец книги.
upd оказывается книга написано автором после его романа с Жорж Санд, естественно, роман был неудачный. Бла-бла-бла.